Золото из Древнего Египта

Лучшие онлайн казино за 2020 год, честный рейтинг:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место! Самый высокий процент отдачи!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Свежий дизайн и высокая отдача денег!

Древнеегипетские Украшения: Ювелирные Изделия, Одежда И Головные Уборы

Ювелирное искусство в Древнем Египте достигло высокого развития, о чем хорошо известно благодаря масштабным археологическим раскопкам на его территории.

Материалы и ювелирные техники

Древнеегипетские мастера освоили множество техник изготовления украшений из самых разных материалов. Чаще всего украшения Древнего Египта создавались на основе золота, в котором не было недостатка. С помощью специальных добавок ювелиры могли изменять его цвет в широкой гамме от светлого до зеленого.

Ценилось золото, прежде всего, за живописный внешний вид, нежели за стоимость. Так, например, гораздо более редким и ценным металлом было железо, которое также использовали в ювелирном деле для изготовления гребней и украшений для причесок.

Создавались древние украшения Египта из серебра, добывавшегося на территории царства, а также из электрума. Этот материал представлял собой сплав серебра и золота, внешне напоминал платину.

Драгоценных камней, таких, как рубины или изумруды, египтяне еще не знали, вместо них использовались поделочные камни: аметист, сердолик, гранат, а также лазурит, который ценился особенно высоко. Любили в Египте горный хрусталь. Беднякам его заменяло прозрачное или цветное стекло и мелкий бисер, служивший основой многих браслетов и ожерелий. Использовалась простыми людьми и керамика, покрывавшаяся разноцветными узорами.

Египтяне любили яркие и насыщенные цвета, поэтому ювелиры частенько применяли в своей работе такие техники, как смальта и эмаль. Популярностью пользовались яркие разноцветные пасты, которыми покрывались материалы для украшений. Судя по всему, любимыми цветами в Древнем Египте были бирюзовый, зеленый, белый и синий. Вероятно, на смуглой коже выглядели такие оттенки довольно эффектно.

Ювелирные украшения Древнего Египтанередко принимали причудливые формы. Это могли быть растительные орнаменты, повторяющие изгибы виноградных листьев, цветов маргаритки, василька и т.д. Кстати, настоящие цветы также часто использовались в качестве украшений, правда, недолговечных. Изделия из металлов, кости или керамики могли принимать вид животных: птиц, змей, лягушек, стрекоз, жирафов, лошадей. Популярны были изображения жука скарабея, который считался сильным оберегом, а также украшения в форме глаза, сердца или змеиной головы. Последний считался символом власти фараона.

Нередко ювелирные украшения Древнего Египта, в частности медальоны, расписывались красками. Это могли быть портрет обладателя украшения, изображения богов или целые миниатюры. В этом фантазия древних мастеров не ограничивалась.

Виды украшений

Египтянам были известны практически все виды украшений, которые используются и сейчас. Самым популярным аксессуаром были, пожалуй, шейные ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Изготавливались они из золотых пластин, бисера или из подвесок разной формы. Традиционным украшением Древнего Египта был ускх, так называемое, ожерелье-солнце, которое закреплялось на кожаной подкладке и напоминало воротник. Ускх фараона мог весить несколько килограмм, нередко этот предмет использовали в качестве награды отличившимся полководцам и чиновникам.

Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты, которые могли изготавливаться из самых разных материалов – от кости до бисера. Носили браслеты на предплечьях, запястьях и на ногах. Женские ножные браслеты иногда украшались колокольчиками, которые мелодично звенели при ходьбе, заставляя женщин двигаться плавно и мягко. Нередко браслеты – мужские и женские – украшали Оком Гора, которое служило оберегом и защищало владельца от злых духов и несчастий. Ювелирным изделиям нередко предписывались магические и религиозные свойства, поэтому в Египте были распространены различные талисманы и амулеты.

Онлайн казино полностью на русском языке:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место! Самый высокий процент отдачи!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Свежий дизайн и высокая отдача денег!

Кольца в Древнем Египте также носили представители обоих полов. Отличие могло заключаться лишь в том, что мужчины чиновники часто использовали кольца-печатки с инициалами и символами. Так же распространены были и серьги, особенно в форме колец и кругов – символов солнца. К ним прикреплялись подвески различной формы, а также цепочки. В результате вес серег мог быть таким внушительным, что деформировал мочку уха носившего человека, однако, египтян это ничуть не смущало.

В ходе раскопок были обнаружены и такие древние украшения Египта, как пояса из золотых пластин. Доступны они были далеко не всем жителям древнего царства, чего нельзя сказать о многочисленных украшениях для причесок и головных уборах. Знать использовала гребни и шпильки из дорогого железа, люди менее состоятельные – гребни из кости, которые могли быть оформлены камнями или стеклом. В натуральные волосы и в парики могли вплетаться золотые украшения и цепочки. Также их украшали обручами из разных материалов. Фараоны, например, носили золотую диадему – урей, посреди которой находилась изящная змея (Урей — принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит — покровительницы Нижнего Египта. Рядом с уреем зачастую помещали изображение богини-коршуна Нехбе — покровительницы Верхнего Египта.).

Поскольку египтяне верили в загробную жизнь, украшения полагались и мертвым. Для погребальных церемоний изготавливались специальные медальоны в форме жуков скарабеев – символов воскрешения и жизни. Их сейчас можно увидеть во многих музеях мира, наряду с другими произведениями ювелирного искусства Древнего Египта.

Способность человека к украшательству известна с древности. Не только дома и храмы, но и собственную одежду, а также тело всячески старались украсить. И в этом плане древнеегипетские украшения считаются наиболее искусные, на дизайн которых и сегодня смотрят с восхищением ювелирные профессионалы.

Согласно историческим справкам, украшения в Древнем Египте начали делать приблизительно с 3100 г. до нашей эры. Причем эти украшения говорили не только о социальном положении хозяина, но и имели другие важные сигналы. Украшениями владели все слои населения, что говорило об их сакральном значении для каждого гражданина. Среди украшений известны браслеты, кольца, серьги. Однако самыми ценными считались украшения из лазурита.

Символизм в древнеегипетских украшениях

Египетские украшения прежде всего отличались символизмом и отражали свою значимость с точки зрения религиозных образов. Практически на всех изделиях изображались магические символы, образы богов, животных и различные иероглифы. По своему значению такие изделия должны были играть роль защиты древнего человека от злых духов и сглаза.

Впрочем, существовали и другие ювелирные украшения, которые не имели отношения к религиозным культам, а использовались в качестве печати. Такие кольца носили мужчины, а печать считалась оригиналом подписи с юридической силой. Богатые мужчины обладали дорогими и изысканными кольцами со сложным дизайном и драгоценными камнями. Часто на них наносили образы ястребов или львов. У владельцев низшего сословия кольца на руках были медными или серебряными.

Очевидно, что для древних египтян украшения имели не ту ценность, что сегодня. Они больше верили в магическую силу, а ценность подкрепляли согласно своему положению. Изделия оберегали от злых воздействий, дурного настроения и, как ни странно, даже от физического насилия.

Что касается форм ювелирных изделий, то это были различные божества, которым верили египтяне. Среди них особое значение имел скарабей, символизировавший движение вперед и большую жизненную силу. Действительно, если посмотреть на его быстрое передвижение по песчаным просторам, то можно убедиться в большой подвижности и динамичности скарабея.

Жук-скарабей в египетских украшениях

Согласно египетским традициям жук-скарабей был символом бога солнца Ра. Поэтому различные браслеты, кулоны, кольца и ожерелья с изображением скарабея носили абсолютно все египтяне, независимо от их сословия. Это позволялось всем и каждый житель относился к таким украшениям с большим уважением. Ввиду того, что таких изделий было много, и могла возникнуть путаница, египтяне на нижней поверхности изделия указывали имя хозяина украшения.

Драгоценные украшения египтян

На драгоценность древнеегипетских украшений указывали камни, причем были это драгоценные и полудрагоценные образцы. Среди них использовали сердолик, аметист, халцедон, яшму, полевой шпат, малахит, бирюзу и кварц. Особым почтением у египтян пользовался фаянс. По цвету это зелено-синее стеклянное изделие, которое производили из кварца и извести.
Часть драгоценных изделий носили на плечах, запястьях и лодыжках. К примеру, красивые браслеты из металла одевали на плечи и запястья. Все это украшалось символом Уджат, который считался сильнейшим амулетом.

Ремесленники этого государства изготавливали такие изысканные и неповторимые образцы, что египетские украшения экспортировались во многие страны древнего мира и очень высоко ценились в то время.

Во времена Древнего Египта украшения в качестве талисманов носили как женщины, так и мужчины. Многих хоронили вместе с их ценностями, которые использовались при жизни, в том числе и с ювелирными изделиями.

Особенно распространенными в те времена были кольца-печатки, широкие браслеты, а также кулоны, колье, серьги и подвески. Браслеты носили не только на руках, но и на лодыжках. Также пользовалось популярностью египетское украшение на шею, которое могло также облегать плечи и грудь. Такое изделие называется «пектораль». По поверьям, оно призвано было защищать сердце, в котором находится душа. Часто на пекторалях изображались символы самого сердца, а также другие знаки, олицетворяющие жизнь и власть. Кроме того, люди из знатного рода носили диадемы, украшенные драгоценными камнями и тонкими узорами.

Использование камней в украшениях

Египетские украшения очень часто были украшены драгоценными камнями, самыми распространенными из которых были бирюза, оникс, лазурит, аметист, опал, гранат. Эти минералы также часто присутствовали в отделке дорогой одежды, поясов и других изделий. Бирюза символизировала радость, лазурит — милосердие, а камни красного цвета — власть.

Древнеегипетские символы

Наиболее распространенным символом в Древнем Египте был уджат, который изображался в виде продолговатого глаза. Он символизировал защиту и исцеление. Его часто рисовали на гробницах для защиты души умершего.

Анкх — символ вечной жизни. Изображался в виде креста с кольцом наверху. Этот знак остается очень популярным в современности, чаще всего он используется в кулонах.

Шену представляет собой веревочное кольцо, внутри которого написано имя. В Древнем Египте считалось, что такой талисман продлевает жизнь человеку, имя которого начертано на нем, и защищает его от напастей.

Растения в египетской символике

Цветок лотоса — один из наиболее распространенных символов Древнего Египта. Это растение олицетворяет возрождение, созидание и солнце. Согласно мифологии, солнце на небе появилось из огромного цветка лотоса, который возник из океана. Египетские украшения очень часто содержали элементы в виде этого растения.

Египетские украшения очень часто были украшены драгоценными камнями, самыми распространенными из которых были бирюза, оникс, лазурит, аметист, опал, гранат. Эти минералы также часто присутствовали в отделке дорогой одежды, поясов и других изделий. Бирюза символизировала радость, лазурит — милосердие, а камни красного цвета — власть.

Цвета украшений

Помимо драгоценных камней и символов богов особое значение играли цвета в украшениях. Разность цвета определяла защиту от определенных опасностей. Больше всего в цене была ляпис-глазурь, которая имела особый синий цвет и носилась исключительно царскими особами. Также был почитаем зеленый цвет, символизировавший урожайность и плодородие земли. Для ритуальных захороненийиспользовали красные ожерелья, означавшие кровь, которую предлагали для богини Изиды.

Значение металлов в древнеегипетских украшениях

Самым распространенным металлом для египтян было золото. Причина в том, что его было много из-за легкой добычи, которая осуществлялась в Нубии. Также использовали серебро, но уже в меньших количествах из-за трудностей добычи.

Изделия, которые делали из этих металлов были сложными и представляли собой пряжки и золотые застежки, выполненные в технике филиграни. Следующий металл, который был популярен после золота и серебра – это бронза. Ее иногда покрывали золотой фольгой. Также использовались сплавы, среди которых электрум. Электрум – это сплав золота и серебра с небольшой долей меди и других примесей, напоминающий своим блеском платину. Любопытно то, что сегодня его практически невозможно получить.

Также надо отметить, что и железо в Египте считалось ценным материалом, стоящим дороже золота. Из него изготавливали гребни для волос и различные шпильки. По своей ценности и красоте эти изделия считались произведениями искусства, которые инкрустировали цветными эмалями и камнями. Все они имели изображения фигурок птиц и животных.

Еще одна причина ценности серебра заключалась в том, что его связывали с богиней Исидой. Серебро и камни в целом имели магическую силу для египтян, поэтому использовались в разных эзотерических практиках.

Версия о внеземном происхождении некоторых египетских украшений

Часть украшений, которые в свое время археологи обнаружили в древнем египетском поселении Аль-Гирза, считают такими, что были сделаны из металла метеорита. Их возраст учеными установлен в пять тысяч лет, а самый полный отчет об этом исследовании можно найти в журнале научных исследований Meteoritics and Planetary Science.

Найденные образцы изделий были детально проанализированы с помощью сканирующих микроскопов и томографа. Результаты показали, что в украшениях обнаружилось содержание тридцати процентов чистого никеля. В земной природе такого не бывает и только метеориты, состоящие из металла, могут содержать в себе такое большое количество никеля. Также ученые обнаружили особую структуру, имеющую вид характерного кристаллического рисунка, который может получиться только при постепенном остывании астероида.

Найденное изделие, которое обследовали ученые, представляет собой металлические бусы. Его относят к Гергейской культуре, существовавшей в самый ранний период египетской культуры. Тогда добыча египтянами железа была невозможной и получается, что все древние находки подобного рода являются украшениями, которые были изготовлены из метеоритных остатков. Египтяне всего лишь обработали и добавили чеканку и другие особенности в эти украшения.

Украшения в древнеегипетской одежде

По своей структуре одежда египтян была очень простой. Делали ее из льна, но тонкость его обработки больше напоминала шелковую одежду. Большое значение придавалось окраске ткани, для чего использовали природные красители зеленых, красных и голубых оттенков. В более поздний исторический период стали преобладать желтые и коричневые цвета. Кроме льняной одежды, которая была основной, египтяне носили кожаные и хлопковые изделия.

Примечательно, что различия в сословиях определялись исключительно качеством ткани. У простых людей она была грубее и предохраняла от различной непогоды, а вот у богатых одежда была тонкой и мягкой. Мужчины носили схенти, которые представляли собой передники, закрепляемые с помощью пояса к талии. В некоторых случаях их одевали в количестве двух и больше. У женщин были калазирис – плотно облегающие рубашки прямого покроя, закрепляющиеся на бретелях.

Головные уборы

Головные уборы египтян отличаются особой оригинальностью и служили в качестве украшений. Самое простое – это кожаные и шелковые шнурки, повязки, различные металлические обручи, которые египтяне одевали на парики и собственные волосы.

У фараонов были свои головные уборы. В торжественные моменты им надевали специальные головные уборы с драгоценными металлами. На голове они держались плотно и закрывали все волосы, оставляя отрытыми только уши. Среди самых древних стоит отметить пшент. Это корона, форма которой больше похожа на вид бутылки, которую вставили в кольцо. После того, как были объединены Верхний и Нижний Египет, фараоны такой головной убор стали носить в красно-белом цвете. По правилам пшент одевали на льняные небольшие шапочки или платки.

Еще один известный головной убор – атеф. Это тоже сдвоенная тростниковая корона, которая украшена изображениями змеи и коршуна. Разновидность этих древнеегипетских украшений определялась наличием диадем и драгоценного металла.
Абсолютно все сословия носили платок, называемый клафт. А его разновидностью считается полосатая модель под названием немее. В дизайне головных украшений практиковался орнамент растительных мотивов. В основном это лепестки лотоса.

Из символов следует отметить изображение маленькой змейки, которое говорило о божественном происхождении фараона и его неограниченной власти. Называли ее уреус, а изготавливали из золота с применением цветных эмалей. Располагалось изображение змейки у виска или надо лбом. В редких случаях на бороде фараона. Хотя есть примеры, когда у фараона бело несколько таких украшений в разных местах.
У египетских воинов головными уборами были войлочные шляпы и шлемы. Для служителей культов предполагались платки и шапки с закрепленными на них масками священных животных.

Среди египетских женщин ношение головных уборов было редким явлением. Только царицы носили головной убор. Если посмотреть росписи, то на них жены фараонов одеты в головные уборы в виде ястреба с распростертыми крыльями, который выполнен из золота с применением эмалей и драгоценных камней. Также существовали и другие разновидности женских головных уборов. У царицы Нефертити головной убор имел цилиндрическую форму. Женщины из высшего сословия носили на голове цветы, венки, ленты, диадемы, золотые цепочки и различные подвески со стеклом и драгоценностями.

Прически древних египтян

Египетские прически имели свою особенность, поддерживая трапецевидную форму. Главной чертой был парик, изготовленный из волос или шерсти животных. Также для этого могли использоваться веревки и волокна растений, которые окрашивали в черный и темно-коричневый цвета. У фараонов и приближенных к ним сословий парики были больших размеров. А остальные носили небольшие парики круглой формы. Главное в том, что парик выполнял функцию защиты от палящего солнца, поэтому их носили все.

В ходе истории прически усложнялись и особенно это сказывалось на париках. Там волосы начинают заплетать в многочисленные косички, а потом завивать. Длина волос увеличилась и стала достигать уровня плеч. У челок появились поперечные и продольные проборы. Когда наступали торжественные мероприятия, египтяне стали надевать длинные парики, у которых были крупные завитые локоны. Все это тщательно пропитывалось благовониями, духами и ароматическими маслами. В некоторых случаях вместо завивки использовали плотно уложенные косички, под которыми проступали собственные волосы.

У женщин волосы были значительно длиннее, как и сами прически. Знатные дамы носили затейливые прически с четкими и строгими линиями, поэтому эти прически в истории прозвали геометрическими.

Золото египетских фараонов (фотогалерея)

Ювелиры Древнего Египта первыми научились работать с золотом. Результаты поразительны. В этом можно убедиться, познакомившись с украшениями, найденными в гробницах фараонов.

Золото фараонов Древнего Египта

Богиня неба и любви

Хатор была одной из самых почитаемых в Древнем Египте богинь. Ей поклонялись как «небесной корове», родившей Солнце. В египетской мифологии Хатор считалась богиней неба, любви, красоты, женственности, плодородия, музыки и веселья. Этот золотой амулет — набалдашник жезла, посоха, который когда-то держал в руках правитель или жрец эпохи Птолемеев (IV-I век до н. э.)

Золото фараонов Древнего Египта

На груди фараона

Нагрудное украшение — пектораль — носил во времена Рамзеса IV (ок. 1150 года до н. э.), скорее всего, сам фараон. Гриф-стервятник был символом богини, оберегавшей царствующую династию, а далеко распахнутые крылья должны были укрыть мумию умершего фараона, спасти ее от тлена. Рамзес IV правил недолго, всего 6 лет, но оставил уникальный папирус, очень много рассказывающий о жизни в Древнем Египте.

Золото фараонов Древнего Египта

Перстень Нефертити

Золотой перстень — одно из множества драгоценных украшений, принадлежавших легендарной Нефертити, супруге фараона 18-й династии Эхнатона. На перстне изображена она сама, сидящая на троне. На голове Нефертити — корона, в руках — опахало. Все это царственные символы. То, что с ними изображен не фараон, а его «главная жена», показывает, какой властью обладала Нефертити.

Золото фараонов Древнего Египта

Прекрасная пришла

Имя Нефертити переводится как «Прекрасная пришла». Высокие скулы, миндалевидные глаза, чувственные губы, лебединая шея, — среди всех древних красавиц, пожалуй, лишь Нефертити столь точно соответствует современному эстетическому идеалу. Ее бюст, найденный в 1912 году экспедицией немецкого археолога Людвига Борхардта, хранится в Новом музее Берлина. Но тело Нефертити, ее мумию, до сих пор не нашли.

Золото фараонов Древнего Египта

Рядом с богами

Это филигранное золотое ожерелье с бусинками из фаянса длиной 48 см в Древнем Египте, очевидно, носила царственная особа. Его изготовили придворные ювелиры примерно в 1550 году до н. э. Египтяне той эпохи считали, что у богов — золотая кожа. Фараоны и члены их семей этим похвастаться не могли, зато старались носить как можно больше золотых украшений, таким образом пытаясь «сравняться» с богами.

Золото фараонов Древнего Египта

Брат великого Хеопса

6-сантиметровая фигурка фараона Хафра — самая древняя из дошедших до нас золотых статуэток Древнего Египта. Хафра (или Хефрен), правивший около 4500 лет назад, был, скорее всего, братом и преемником великого Хеопса. Пирамида, внутри которой он погребен, стоит рядом с пирамидой Хеопса. Энергичный шаг, руки, сжатые в кулаки, стали с тех пор классическими деталями изображений египетских фараонов.

Золото фараонов Древнего Египта

Чья пирамида выше?

На этом снимке пирамида Хафра (Хефрена) — в центре. Справа от нее — пирамида Хеопса или, как ее еще называют, Великая пирамида Гизы. Так как она стоит в глубине, то кажется даже меньше пирамиды Хафра, но на самом деле она выше, правда, всего на два метра. Ее высота — около 146 метров, а высота пирамиды Хафра — около 144 метров.

Золото фараонов Древнего Египта

Увековеченный чиновник

Кроме золотых украшений, выставка «Золото фараонов», которая проходит в музее «Фёльклингер Хютте», показывает множество других уникальных артефактов из Древнего Египта. Среди 170 экспонатов — запечатанный флакон с духами двухтысячелетней давности и эта статуя Меримозе — высокопоставленного чиновника эпохи Аменхотепа III, правившего в 1388-1351 годах до н. э. Выставка продлится до 24 ноября.

Автор: Ефим Шуман

Золото фараонов Древнего Египта

Богиня неба и любви

Хатор была одной из самых почитаемых в Древнем Египте богинь. Ей поклонялись как «небесной корове», родившей Солнце. В египетской мифологии Хатор считалась богиней неба, любви, красоты, женственности, плодородия, музыки и веселья. Этот золотой амулет — набалдашник жезла, посоха, который когда-то держал в руках правитель или жрец эпохи Птолемеев (IV-I век до н. э.)

Золото фараонов Древнего Египта

На груди фараона

Нагрудное украшение — пектораль — носил во времена Рамзеса IV (ок. 1150 года до н. э.), скорее всего, сам фараон. Гриф-стервятник был символом богини, оберегавшей царствующую династию, а далеко распахнутые крылья должны были укрыть мумию умершего фараона, спасти ее от тлена. Рамзес IV правил недолго, всего 6 лет, но оставил уникальный папирус, очень много рассказывающий о жизни в Древнем Египте.

Золото фараонов Древнего Египта

Перстень Нефертити

Золотой перстень — одно из множества драгоценных украшений, принадлежавших легендарной Нефертити, супруге фараона 18-й династии Эхнатона. На перстне изображена она сама, сидящая на троне. На голове Нефертити — корона, в руках — опахало. Все это царственные символы. То, что с ними изображен не фараон, а его «главная жена», показывает, какой властью обладала Нефертити.

Золото фараонов Древнего Египта

Прекрасная пришла

Имя Нефертити переводится как «Прекрасная пришла». Высокие скулы, миндалевидные глаза, чувственные губы, лебединая шея, — среди всех древних красавиц, пожалуй, лишь Нефертити столь точно соответствует современному эстетическому идеалу. Ее бюст, найденный в 1912 году экспедицией немецкого археолога Людвига Борхардта, хранится в Новом музее Берлина. Но тело Нефертити, ее мумию, до сих пор не нашли.

Золото фараонов Древнего Египта

Рядом с богами

Это филигранное золотое ожерелье с бусинками из фаянса длиной 48 см в Древнем Египте, очевидно, носила царственная особа. Его изготовили придворные ювелиры примерно в 1550 году до н. э. Египтяне той эпохи считали, что у богов — золотая кожа. Фараоны и члены их семей этим похвастаться не могли, зато старались носить как можно больше золотых украшений, таким образом пытаясь «сравняться» с богами.

Золото фараонов Древнего Египта

Брат великого Хеопса

6-сантиметровая фигурка фараона Хафра — самая древняя из дошедших до нас золотых статуэток Древнего Египта. Хафра (или Хефрен), правивший около 4500 лет назад, был, скорее всего, братом и преемником великого Хеопса. Пирамида, внутри которой он погребен, стоит рядом с пирамидой Хеопса. Энергичный шаг, руки, сжатые в кулаки, стали с тех пор классическими деталями изображений египетских фараонов.

Золото фараонов Древнего Египта

Чья пирамида выше?

На этом снимке пирамида Хафра (Хефрена) — в центре. Справа от нее — пирамида Хеопса или, как ее еще называют, Великая пирамида Гизы. Так как она стоит в глубине, то кажется даже меньше пирамиды Хафра, но на самом деле она выше, правда, всего на два метра. Ее высота — около 146 метров, а высота пирамиды Хафра — около 144 метров.

Золото фараонов Древнего Египта

Увековеченный чиновник

Кроме золотых украшений, выставка «Золото фараонов», которая проходит в музее «Фёльклингер Хютте», показывает множество других уникальных артефактов из Древнего Египта. Среди 170 экспонатов — запечатанный флакон с духами двухтысячелетней давности и эта статуя Меримозе — высокопоставленного чиновника эпохи Аменхотепа III, правившего в 1388-1351 годах до н. э. Выставка продлится до 24 ноября.

Автор: Ефим Шуман

В поисках первой красавицы мира

В ожидании сенсации

Подземное захоронение фараона Тутанхамона, роскошный склеп которого сохранился практически нетронутым до наших дней, скрывает, по мнению Николаса Ривза, еще одну сенсацию. Британский египтолог предполагает, что за стеной гробницы под номером «KV62», скрываются не известные до сих пор усыпальницы. В одной из них ученый рссчитывает обнаружить мумию Нефертити.

В поисках первой красавицы мира

Бесследно исчезнувшая

«Главная жена» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона, Нефертити была, согласно одной из гипотез, мачехой Тутанхамона. Ее захоронение в гробнице приемного сына представляется вполне возможным. До сих пор ученым не удавалось найти никаких следов последнего упокоения царицы, которую мир знает по скульптурному изображению в Египетском музее Берлина.

В поисках первой красавицы мира

С помощью радара

Министр по делам древностей Египта Мамдух Эль-Дамати (второй слева) и Николас Ривз (второй справа) посетили 29 сентября захоронения фараонов в Луксоре. Британский ученый получил разрешение на исследование в Долине Царей в Египте с помощью специального радара, чтобы проверить теорию о существовании тайной усыпальницы Нефертити в гробнице фараона Тутанхамона.

В поисках первой красавицы мира

Захоронение KV62

Тутанхамон правил в Древнем Египте в XIV веке д.н.э. и умер в возрасте 19 лет. Его гробницу обнаружили в 1922 году британский египтолог Говард Картер (фото) и археолог-любитель лорд Карнарвон. Захоронение сохранилось почти нетронутым грабителями, в отличие от многих других усыпальниц фараонов в Долине Царей в Египте.

В поисках первой красавицы мира

Пока только предположение

Наличие в усыпальнице 19-летнего фараона (на снимке — его посмертная маска)скрытых дверей, ведущих в другие помещения, еще не означает, конечно, что в них покоится царица Нефертити. Однако Николас Ривз, опытный специалист по истории Древнего Египта, уверен, что его гипотеза подтвердится и что он найдет тело древней царицы.

В поисках первой красавицы мира

«Город мертвых» в пустыне

Пирамиды, сооружавшиеся во времена Древнего и Среднего царства, несмотря на свои размеры, не устояли перед грабителями. Поэтому фараоны XVIII династии Нового царства сменили место и способ захоронения. Со времен Тутмоса I. египетских фараонов хоронили в пустыне, в долине у подножия гор к западу от Фив (нынешний Луксор). В 1979 году Долина Царей была внесена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

В поисках первой красавицы мира

Эхнатон и Нефертити

Отцом Тутанхамона был Аменхотеп IV, принявший имя Эхнатон в ходе религиозной реформы, отменившей многобожие в Древнем Египте. «Универсальный» богом был для Эхнатона Атон, которого представляли в виде диска или шара, испускающего лучи, с руками, дарующими жизнь. Кварцевый бюст на фото долгое время считали изображением самого Эхнатона. Теперь ученые доказали, что это его супруга Нефертити.

В поисках первой красавицы мира

Царская семья

Доказанным считается, что Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени. Она сопровождала своего супруга во время жертвоприношений и религиозных празднеств. Любовь царской четы была для придворных художников одним из основных сюжетов: царственных супругов изображали открыто демонстрирующими свои чувства и даже целующимися.

В поисках первой красавицы мира

Прекрасная пришла

Легенды рассказывают, что Египет никогда ранее не порождал такой красавицы. Ее имя означает «Прекрасная пришла». Нефертити считалась живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. Но у царицы не было сына — наследника престола, что, возможно, привело к ухудшению взаимоотношений внутри царской семьи.

В поисках первой красавицы мира

«Второе рождение» Нефертити

Знаменитый бюст Нефертити был найден 6 декабря 1912 года во время раскопок в египетском поселении Амарна, в руинах древнего города Ахетатона, построенного фараоном Эхнатоном. Бюст обнаружили в мастерской скульптора Тутмоса, и он хорошо сохранился в слое песка. По оценкам археологов, скульптурному портрету красавицы-царицы более трех тысяч лет. С 1913 года сокровище хранится в Берлине.

В поисках первой красавицы мира

Спонсор раскопок

Археологической экспедицией, которой посчастливилось найти бюст Нефертити, руководил немец Людвиг Борхардт. Но ключевую роль в судьбе Нефертити — одного из известнейших в мире музейных экспонатов — сыграл прусский еврей Джеймс Симон, богатый торговец и страстный любитель искусства. О нем рассказал недавно снятый документальный фильм

В поисках первой красавицы мира

100 лет в Берлине

Джеймс Симон спонсировал археологические раскопки в Египте, в результате которых была найдена Нефертити. Вывезенный из Египта бюст некоторое время простоял в вилле Джеймса Симона. Затем меценат заказал две копии. Одну он оставил себе, вторую подарил кайзеру, а оригинал передал в художественное собрание прусского королевского дома. Так в Берлине оказался уникальный музейный экспонат.

В поисках первой красавицы мира

Пластическая операция?

Не так давно было обнаружено, что бюст Нефертити, хранящийся в Берлине и признанный эталоном египетской красоты, был подвержен «пластической операции». Как показала компьютерная томография скульптуры, проведенная в 2007 году в Берлинском институте визуальных исследований (Berliner Imaging Science Institute), скульптура носит следы позднего вмешательства.

В поисках первой красавицы мира

Эталон красоты

Пока остается неизвестным, было ли первоначальное изображение Нефертити приукрашено или просто подправлено, чтобы стать более похожим на оригинал. Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити — если она, конечно, будет обнаружена.

Автор: Элла Володина

Хотите читать нас регулярно? Подписывайтесь на наши VK-сообщества «DW на русском» и «DW Учеба и работа» и на Telegram-канал «Что там у немцев?» или читайте нас в WhatsApp

Контекст

Тайна Нефертити накануне возможной разгадки

До сих пор археологам не удавалось найти погребение древнеегипетской царицы, признанной одной из самых красивых женщин в истории человечества. На след вышел британский ученый. (02.10.2020)

Фотогалерея: Божественный фараон Рамсес II

Археологи из Египта и Германии обнаружили в Каире статую фараона Рамсеса II. Каким же был божественный владыка на реке Нил. Об этом рассказывает выставка в Карлсруэ. (15.03.2020)

Обнаружена гробница неизвестной царицы

В Египте обнаружена гробница ранее неизвестной царицы. Ученые предполагают, что незнакомка была женой фараона Неферефра, правившего в Древнем царстве за 2500 лет до нашей эры. (06.01.2020)

«Фёльклингер Хютте» — памятник индустриализации

Этот памятник покрыт не пылью веков, а пылью угольной и рудной. В период своего расцвета завод в Фёльклингене был крупнейшим сталелитейным предприятием Германии. (05.06.2009)

Четверть миллиона немцев влюблены в Нефертити

250 тысяч человек посетили берлинскую экспозицию за четыре с половиной месяца. В связи с огромным интересом к выставке ее работу решено продлить до августа. (22.03.2020)

Золото фараонов Древнего Египта

Уникальные артефакты из гробниц фараонов представлены на выставке в музее «Фёльклингер Хютте». Это прежде всего золотые украшения. Ювелиры Древнего Египта первыми научились работать с золотом. Результаты поражают. (28.05.2020)

В поисках первой красавицы мира

До сих пор археологам не удавалось найти место захоронения Нефертити — древнеегипетской царицы, признанной одной из самых красивых женщин в мире. На след вышел британский ученый в Долине фараонов. (02.10.2020)

Золотые рудники древнего Египта

La Nature № 1543, 20 Desembre 1902

Описание дворцов со стенами, покрытыми золотом и бронзой, уставленных золотыми вещами и посудой, встречаемое у Гомера, вызывало в прежнее время лишь улыбку и восхищение более фантазией поэта, чем его правдивостью. Когда же интересные открытия Шлимана извлекли из земли в Мицене груды золотых изделий, которые можно нынче видеть в Афинском музее, приходится вполне верить рассказам Гомера. Но тогда появляется вопрос, откуда жители Мицена могли достать это золото в таком изобилии? Ответ на этот вопрос в настоящее время может быть в том, что их золото — как то, что украшало храм Соломона в Иерусалиме, так и то, которое найдено в последние годы в Египте в виде прекрасных изделий, — происходило большею частью из египетских рудников, расположенных вблизи Красного моря, почти на параллели Сиены, или из тех, которые находились более на юг, к Судану.

C этими золотыми рудниками произошло то же самое, что с другими древними рудниками Пактола, горы Пангеи, Альпов и Галлии. Разрабатываемые с особенною деятельностью, возбуждаемой присутствием золота, они были доведены до крайних пределов эксплуатации, доступных в древности, после чего их оставили и забыли, запустили дороги, ведущие к ним, так что их надо было открывать снова, чтобы убедиться в их существовании.

История и описание этих рудников представляют несколько интересных сторон. Описания и документы, дающие вам о них сведения, довольно многочисленны и дают интересные данные для изучения древних способов извлечения золота. Как мы видим из писем, обнаруженных несколько лет тому назад в Тел-эм-Амама, с века, предшествовавшего Исходу, Азия доставала свое золото из Египта. В посланиях, которые Фараон получал от своих управителей в Азии, испрашивалась присылка золота, которое в Египте так изобильно, как песок в пустыне. Царь Вавилонский посылал в Египет за золотом. Царь Ассирии в письмах Фараону упоминал, что отец его и даже царь дальней Каннадокии получали прежде 20 талантов золота от щедрот Египетского властелина и что он сам получит столько же.

Два столетия позже, когда наводненное варварами египетское царство рушилось, извлечение золота было еще значительно. Большой папирус Гарриса содержит указания на приношения и подарки Рамзеса III (20-я династия) в египетские храмы, и сумма их чрезвычайна. Позднее, при Птолемеях, должно быть извлекалось еще много золота из этих рудников, потому что ежегодный доход, получавшийся Птолемеем II, доходил до 14800 талантов или около 100 миллионов франков и, по Страбону, при Птоломе Олете, когда Египет был в совершенном упадке, этот доход еще достигал до 12500 талантов, то есть от 75 до 80 миллионов франков.

Эти древние рудники должны были находиться в стране, совершенно теперь пустынной и печальной, отделяющей Красное море от стран высокоцивилизованных, орошаемых Нилом, где цивилизация прояв­ляется в особенности в изобилии благодаря караванам Кука. Здесь находится цепь гор, обыкновенно невысоких (5–700 метров вышиной), но достигающих местами 2500 метров, которая на общем протяжении 1200 километров имеет ширину, изменяющуюся от 40 до 150 км. Она начинается почти на параллели южного конца Синая, напротив страны Хореб, где египтяне разрабатывали рудники бирюзы и меди, доставлявшие бирюзу и синюю медную эмаль для золотых украшений древних некрополей, проходит через Ум-Рус и Джебель Сафиго, где были руд­ники золота и серебристого свинца, к порту Косеир, на запад от которого лежит округ фосфатов, и далее к Джебель Сабара, где находятся изумрудные копи, снабжавшие изумрудами весь древний мир, и где был добыт знаменитый камень, который, по словам Плиния, служил Нерону моноклем, чтобы смотреть на игры цирка. Эта цепь проходит еще далее к Бисарину или Этбаи, где на параллели Сиены находились прекрасные месторождения золота близ порта Беренис на Красном море и, наконец, уходит в пределы Абиссинии, где также встречаются громадные минеральные богатства, в особенности золотые россыпи (Фазогль, Неджо и т. д.). Вместе с металлами эта горная цепь заключает в себе разного рода камни, которые добывались египтянами в значительном количестве: сиениты из окрестностей Ассуана, белый мрамор, алебастр и т. п. Самые древние рудники двенадцатой династии должны находиться около дороги из Кенэ в Косеир, без сомнения близ Ум-Рус (360 километров от Суеца), где английская компания разведывала в 1901 году колчеданистые золотосодержащие кварцевые жилы, состоящие, вероятно, в связи с гранулитами.

При девятнадцатой династии были открыты новые рудники далее на юг, в степи. В это время впервые упоминается о рудниках Уади-Абас, близ Редизие и Акита.

Драгоценный Туринский папирус содержит план разработки Акита, с жилищами промывальщиков, плотинами резервуаров, служивших для питания водой, забытыми дорогами, которые вели к морю, местом памятного камня Сети I и т. п. Рудники Акита по этому папирусу оказываются открытыми Сети I, который соединил их с Нилом дорогой, подходящей почти к тому месту, где ныне находится Дакка, между первым и вторым водопадами, и по этой дороге приводили пленников, осужденных на трудные работы. По одному описанию, Сети I хотел найти источник воды в пустыне, но отказался, углубившись на 70 метров. Позднее его сын, Рамзес II, углубившись еще на 4 метра, встретил обильный источник. Египетская крепость, построенная близ Дакка, в Кубане, защищала проход к Уади-Олаки, который вел к золотым рудникам Этбаи, находящимся на многочисленных уади, то есть высохших речных руслах, прорезывавших этот гористый кряж: Уади-Шауаниб, Уади-Ум-Теюр, Джебель-Извуд, Джебель-Ум-Кибзит.

Разработка, начатая в незапамятные времена, производилась, согласно древним описаниям, не в россыпях, а в кварцевых жилах со свободным золотом. Рудники Уади-Олаки или Алаги разрабатывались при Птолемеях, и греческий автор Агафарсид Гнид, писавший около 170–180 года до Р.Х., описывает нам, как мололи кварц для извлечения золота. Он указывает на эти рудники близ горы Алтаги, недалеко от древней Беренис-Панкризос, то есть под 22° с.ш. Они были оставлены вследствие нашествия эфиопов в восьмом веке до Р.Х., и число их галерей было так велико, что они должны были достигать моря. По другим писателям, эти же рудники находились в 17 или 18 днях пути от Дероу, деревни, лежащей немного ниже Ком-Омбо. Рудники Уади или Джебель-Олаки долго разрабатывались арабами и были оставлены, кажется, потому что разработка их перестала покрывать расходы.

Но, вообще, все египетские рудники были заброшены с того времени, как египетское правительство не было в состоянии поддерживать дороги, источники, плотины для удержания воды в горах, необходимые в этой сухой стране.

О разработке этих древних рудников мы имеем, кроме вышеупомянутого описания Агафарсида, интересную выдержку из Диодора Сицилийского, указывающую на употребление шлюзов и купеляции.

«На границе Египта, в соседстве с Аравией и Эфиопией, находится место, богатое золотыми рудниками. Руда черная с белыми прожилками и блестящими пятнами. Управляющие рудников привлекают для них большое количество рабочих — или из осужденных преступников, или из военнопленных, а также и всех их родственников — работать на золотых рудниках. Так как порода, содержащая в себе золото, очень тверда, то ее подвергают сначала действию огня; потом ее измельчают железными инструментами, служащими для обтески камней. Знающий золотую жилу ставится во главе рабочих и указывает место разработки. Наиболее сильные из рабочих ломают кварц железными клиньями. Штреки, которые они проводят таким образом, не прямые, а идут по направлению содержащей металл жилы. Рабочие имеют светильники, прикрепляемые ко лбу. Дети спускаются в подземные выработки, где собирают обломки и выносят их наружу к выходу из галереи. Другие работники в возрасте более тридцати лет берут некоторое количество этих обломков и дробят их в каменных ступах железными пестами до крупности чечевичного зерна. Измельченная женщинами и стариками таким образом руда обрабатывается в ряде мельниц. Помещаясь по двое или по трое у каждой рукоятки, они доводят измельчение руды до степени порошка. Все эти несчастные совершенно голы. Наконец, измельченную руду заваливают сначала на широкие, немного наклоненные доски, потом пускают сюда струю воды, которая уносит землистые части, тогда как более тяжелое золото остается».

В дополнении к этому описанию можно прибавить, что несколько открытий уже сделано при разведках некоторых из этих древних рудников.

Обыкновенно рудники эти обозначаются развалинами домов, иногда сгруппированных по два или по три вдоль высохшего потока; в других местах, напротив, соединенных — для размещения тысячи человек. В некоторых случаях, как в Фатире, найдены длинные параллельные стены из камней, где, по-видимому, двигались пленники и сторожа.

Галереи проводились всегда по направлению простирания жилы, и нигде не замечается квершлагов, хотя местность это и дозволяла. Были найдены также остатки жерновов.

Вопросом первой важности как в прежнее время, так и ныне является снабжение водою. В этом отношении были сделаны величайшие усилия для сбора дождевой воды в цементированные цистерны, резервуары и т. п. и для поиска колодцами малейшей струи подземной воды, засыпанной песками.

Притом весьма вероятно, что исследования, которые продолжаются, выяснят, наконец, различные еще темные вопросы относительно этих древних рудников, историческая роль которых была столь важна.

Тут самые большие бонусы:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место! Самый высокий процент отдачи!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Свежий дизайн и высокая отдача денег!

Добавить комментарий