Заглянем в историю как еще использовались игральные карты

Лучшие онлайн казино за 2020 год, честный рейтинг:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место! Самый высокий процент отдачи!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Свежий дизайн и высокая отдача денег!

Заглянем в историю: как еще использовались игральные карты

Наконец-то я решилась кратко рассказать историю игральных карт в Европе. Материалов и примеров много, поэтому самое сложное — вовремя остановиться и не перегружать вас ненужными подробностями, которые интересны только специалистам. Если кому-то будут непонятны какие-то моменты или захочется узнать о чем-то более подробно, то спрашивайте, не стесняйтесь. Сразу предупреждаю, что хотя история игральных и гадальных карт часто пересекались, о картах таро подробно рассказывать не буду, упомяну лишь о некоторых существующих связях.

История игральных карт в Европе.
История карт в Европе довольно сложная и запутанная. Точно неизвестно, когда именно там появились первые колоды, скорее всего они не сохранились. В конце 14 века в различных документах появляются упоминание о картах и их производстве. Судя по внешнему виду карт, о котором я более подробно расскажу ниже, не было какого-то единого пути проникновения их в европейские государства, скорее всего, было несколько разных, независимых друг от друга источников. Вероятно, разными путями карты попадали в отдельные районы Европы из стран Востока, а затем претерпевали изменения сообразно культуре той или иной местности. Изначально не было какого-то единого типа карт даже в одном регионе, существовало огромное количество вариаций количества карт в колоде, типов мастей и тому подобных вещей. Только спустя долгое время смогли прийти к какому-то общему знаменателю, и образовалось три основных типа колод, различавшихся обозначением мастей которые существуют до сих пор. Каждый тип карт распространен в определенном географическом регионе. Соответственно это итало-испанский, немецкий (с швейцарской разновидностью), франко-английский типы колод. Рассмотрим более подробно каждый из этих типов.

1. Испания и Италия.
Одни из первых известных и дошедших до наших дней карт появились именно в этом регионе. Судя по внешнему виду карты были заимствованы у арабов, что и не удивительно, если учесть связь этого региона со странами Востока и мусульманское влияние на испанскую культуру. В Испании карты получили название naibes или naipes. Это название образовалось от арабского названия карт. (О картах мамлюков я подробно писал вот тут.) В колодах было четыре масти, которые хорошо знакомы тем, кто работает с картами таро: монеты, кубки, мечи и жезлы. В отличие от карт мамлюков, испанцы стали на придворных картах рисовать изображение людей. Кроме того, из колоды исчезли десятки – в ней осталось 48 карт. 10 – это Валет (la sota) , 11 – это конь (el caballo), 12 – это король (el rey). Позднее для некоторых игр появились колоды с 40 картами ( в них отсутствуют 9 и 8), колоды с таким количеством карт характерны именно для Испании. Примеры подобных колод.

Fournier Spanish Cards

Еще одна колода этой фабрики

Похожие карты появились и в Италии. Они имели сходное с испанским название naibi (naibbe, nahipi), в 15 веке также встречается название сарацинские карты.

На севере Италии возникла на основе этой колоды особая разновидность карт, которая сейчас нам известна как таро. К колоде добавились 22 козырные карты или как их называли триумфы. Кроме того, именно там впервые стали встречаться колоды, в которых среди придворных карт помимо короля и двух рыцарей появляется дама. Позднее дама в северо-итальянских игровых колодах (и франко-английских, традиционных для нас) заменила одного из рыцарей. В испанских колодах обычно дам нет

Несколько карт из колоды Tarocco Bolognese di G.M. Mitelli published by Il Meneghello (17 век).

К сожалению, многие старинные колоды 15 — 16 веков дошли до наших дней в неполном варианте, часто известны бывают меньше половины колоды, так что не всегда возможно судить сколько карт в ней было. Вот несколько интересных примеров колод старинных карт с испано-итальянскими мастями. Чаще колоды были черно-белыми, раскрашенные колоды могли позволить себе только очень богатые люди.

Онлайн казино полностью на русском языке:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место! Самый высокий процент отдачи!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Свежий дизайн и высокая отдача денег!

Кроме того, вместо масти монет здесь изображены плоды граната. Так что колода совсем не типичная для Испании, и несет в себе черты и итальянского и немецкого влияния.

Что касается названия таро или тарок (tarocco ), то появилось оно только в 16 веке, до этого их назвали carte da trionfi (карты с тиумфами). Изначально не было определенного правила того, что должно быть нарисовано на картах триумфах.

Они, как и вся колода не несли эзотерического значения, колода служила только для игры.

Вот, например, известна единственная игральная карта из несохранившейся колоды, на которой изображен корабль. Принято считать, что она была одним из триумфов.

Одна из старейших колод. На триумфах изображены герои римской мифологии. Возможно автор колоды и вкладывал в рисунки старших арканов какой-то особый смысл, особенно если учесть тематику изображений, но колода скорее все таки была именно игральной, а не гадальной.

До сих пор подобные игральные колоды, предназначенные для игры в тарок, имеют хождения на территории Италии и некоторых других стран. Причем карты старшего аркана могут не иметь ничего общего с видом карт предназначенных для гадания. Вот пример подобной колод.

Фрагменты еще двух современных игральных колод таро

Кроме того, позднее стали встречаться варианты колод для игры в тарок и с мастями франко-английского, более привычного для нас вида.

Колода фирмы Piatnik Industrie und Gluck Tarock Cards (Klub-Tarock No_ 128)

Одновременно существовали и сарацинские карты, обычно более мелкие по размеру, и карты с триумфами, более крупные и качественные по рисунку, и поэтому более дорогими.
Колоды с испано-итальянским обозначением мастей без старших арканов существуют до сих пор. Кроме Испании и Италии их можно встретить в странах Латинской Америки.

Кстати, если будете смотреть сериал «Подпольная империя», то обратите внимание, что в одном из фрагментов итальянские гангстеры играют именно в колоду с итало-испанскими мастями.

Несколько примеров интересных колод испано-итальянского типа.

Вместо чаш тут ядра, а вместо монет – листы с текстом конституции.

Шаблоны итало-испанских мастей можно разделить на два типа: испанский и северо-итальянский. Для испанского типа характерно изображение жезлов виде дубин, прямые мечи или кинжалы, кубки с резкими очертаниями, а на денариях часто изображается солярная символика или женский профиль. Для северо-итальянских — аристократические прямые жезлы, круглые мечи, мягкие линии чаш, на денариях преобладает цветочная символика.
Итало-испанская колода распространена в Италии, Испании, Португалии и Латинской Америке. Её отличительным признаком является использование традиционных символов мастей: мечей, кубков, палиц и монет. За полтысячеления в ней выработаны два типа шаблонов, условно называемых северо-итальянским (с зоной распространения в Северной Италии) и испанским (с зоной распространения в Южной Италии и на островах, в Испании, Португалии и Латинской Америке).

Карта распространения типов карт в Италии по регионам.

Интересно еще отметить, что в Италии до сих пор в некоторых регионах существует карточная игра « Кукушка» с совершенно особой колодой. Что интересно подобная игра с похожей колодой существует в Швеции и Дании, но не встречается в центральной Европе. Как так получилось, не очень понятно. Возможно, что когда-то эта игра имела более широкое хождение, но потом в большинстве стран забылась. А может быть, какой-то путешественник привез игру из одного региона в другой, и там она получила неожиданную популярность.

Для работы над постом я использовала многие материалы, котрые находятся в нашей с llyll группой Вконтакте, посвященной истории карт, там еще много всего интересного есть, так что заходите в гости.

Заглянем в историю: как еще использовались игральные карты

Удивительно. Оказывается, советские карты, которые известны с детства, основаны на эскизах и картах еще дореволюционного периода.

Продолжение тут: Российские игральные карты. Часть II
Окунемся немного в историю российских игральных карт. А поможет нам в этом, как ни странно один интернет-магазин, который продает в числе прочего репринты старинных карт. Это абсолютно новые карты, но выпущенные по эскизам когда-то выпускавшихся. Ссылка на сайт в конце поста.

Первые игральные карты в России появились во времена правления Федора Иоанновича. Но до Петра I все карты были исключительно привозными. И вообще считались большим грехом. При царе реформаторе отношение к карточным играм (как и к алкоголю, табакокурению, кофе и т.д.) меняется. Даже начинается их производство в Москве. Но больших масштабов оно достигло гораздо позже, при Александре I, который монополизировал производство игральных карт. Это приносило немалый доход, который направлялся на содержание ведомства императрицы, опекавшего детей-сирот.

С последней четверти XVIII века в России среди карточных игр впервые упоминается тарок. Для игры в тарок используется весьма специфическая колода из 78 листов, включающая 22 особые номерованные карты, именуемые Старшими Арканами. Колода для тарока стала одной из первых, изготовлявшихся в карточных цехах Александровской мануфактуры. О необходимости выпускать тарокковые карты было особо упомянуто в специальном положении 1819 года при заведении Карточной фабрики. Тарокковая колода в 30-е – 40-е годы XIX века была самой дорогой в сортаменте Карточной фабрики и стоила 70 копеек (8 рублей 40 копеек за дюжину колод). Производство русских тарокковых карт продолжалось по крайней мере до 1855 года, когда они в последний раз упоминаются в «Таблице цен различных сортов карт» Карточной фабрики.

РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1798 ГОДА

Производились на русских откупных карточных мануфактурах.

РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1815 ГОДА

ДЛЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО

Карты выпускались Императорской Карточной фабрикой специально для присоединённых к России в начале XIX века польских губерний и именовались «Карты, выделываемые для царства Польского». Важнейшими отличиями этих карт являются рисунки карточных мастей немецкого типа, а также иной состав карточных фигур, в котором отсутствуют дамы, но имеются, помимо короля, ещё две «мужские» персоны – вышник и нижник (применительно к русским картам это были как бы валет старший и валет младший).

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ РОССИИ

Географические карты придуманы и составлены К. М. Грибановым в 1830 году. Это — первый самостоятельный образец карт, изданных на Карточной фабрике при Александровской мануфактуре в Санкт-Петербурге. Колода Константина Грибанова состоит из 60 карт, хотя стандартная полная колода имеет 52 карты. Это объясняется тем, что автор преследовал цель создать тематическую географическую колоду с изображением всех административно-территориальных единиц Российской империи. В 1830 году таких единиц было 60. На лицевой стороне каждой карты, разбитой на четыре части, показана карта игральная, губернский герб, местный костюм и список городов губернии. Еще одной особенностью этих карт является ее «рубашка» (обратная сторона) — на каждой карте она своя и представляет из себя географическую карту административной единицы с указанием расстояния до Санкт-Петербурга и Москвы

РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1850 ГОДА

Очень редкая русская колода, выпускавшаяся на Императорской Карточной фабрике.

В начале 1860-х годов академик исторической живописи Бейдеман был привлечён к созданию проектов новых игральных карт. Талантливый рисовальщик и иллюстратор, Бейдеман в рисунках этой колоды показал классические литературные типы. Колода никогда не издавалась.

Бейдеман также был мастером юмористических композиций, что заметно и в рисунках этой колоды. По рисункам был сделан пробный оттиск, но колода никогда не издавалась.

Колода карт была создана в 1860 году придворным живописцем русского императора Александра II Михаем Зичи. На всех картах изображены сцены императорской охоты и миниатюрные изображения стандартных игральных карт. Колода предназначалась для Карточной фабрики, но издана не была.

Колода, выпускавшаяся на Императорской карточной фабрике в 1860-х годах. Художник А.И.Шарлемань.

Одна из колод карт, подготовленная в 1862 году академиком А.И.Шарлеманем по заказу Карточной фабрики.

Колода, выпущенная Императорской Карточной фабрикой в 1870 году.

Колода, также выпущенная в 1870 году.

Колода, выпущенная Императорской Карточной фабрикой в 1875 году. Качество прорисовки действительно выше, чем у 2 сорта.

Колода изготавливалась Императорской Карточной фабрикой с 1881 года. Эти карты представляли собой собрание изображений настолько разнородных и необычных, что в последующие годы это стало поводом к появлению у неё различных названий. В России эта колода называлась «Фигурная», в Германии Zirkuskarte (Цирковые карты), в Италии «Trappola» — по старинной карточной игре, для которой нужна специальная колода в 36 листов.

Колода, выпущенная на Императорской Карточной фабрике в 1897 году. Художник Каразин.

М.О.МИКЕШИН. ЭСКИЗ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ

Проект игральных карт для Императорской Карточной фабрики известного русского скульптора и художника М.О. Микешина срздан в 1890 году. Проект сделан «в русском вкусе», весьма модном в то время, и включает эскизы половинок 12 фигурных карт, то есть все фигуры обычной карточной колоды, выполненные в виде персонажей русских сказок. Проект колоды демонстрировался на Всероссийской выставке печатного дела, проходившей в 1895 году в Санкт-Петербурге, и получил там весьма лестные отклики. Но в тираж карты так и не пошли по причине «тяжеловесности и отсутствия свободы стиля», как написано в «Истории русского искусства» под редакцией И. Грабаря.

Колода «Русский стиль» относится к числу самых удачных карточных проектов в России. Неоднократные попытки создать колоды в русском национальном духе до этого были неудачны. В основу рисунков этой колоды были взяты костюмы участников знаменитого «Исторического» бала, прошедшего в Кремле в январе 1903 года. Присутствующие были одеты в русские костюмы 17 века, а император Николай II был в костюме царя Алексея Михайловича.

Впервые колода с этими рисунками была выпущена в 1911 году по названием «Новый стиль». При переиздании в 1935 году в прейскурантах Государственной карточной монополии это название сохранилось. В послевоенное время с 1964 года колода выпускалась под названием «Преферансные» и состояла из 32 листов.

Колода была выпущена в 1910 году. Рисунки были созданы художником известной немецкой карточной фабрики Дондорф и были весьма похожи на рисунки колоды «Mittelalter».

Оригинал колоды выпущен в 1911 году. В 1930-х годах был разработан и выпускался экспортный вариант колоды — с латинскими индексами, посеребрённым срезом. В послевоенный период рисунок карт долгое время использовался для пасьянсных колод уменьшенного размера.

Колода игральных карт, впервые изданной Императорской карточной фабрикой в 1911 году под названием «Исторические». Повторно колода начала выпускаться в 1930 году, в том числе и в экспортном варианте — с латинскими индексами. Фигурные карты показывают представителей древних цивилизаций — египетской, ассирийской, греческой и норманнской.

Экспортная колода создана по эскизам 1911 года. Но выпущена была только в 1928 году Ленинградским комбинатом цветной печати. У колоды латинское написание индексов.

Колода 1917 года. Изображения посвящены государствам участникам Антанты.
Upd. Хотя данная колода выпущена не в нашей стране, я решил ее оставить. Поскольку она имеет непосредственное отношение к истории России.

Тайна происхождения игральных карт оказалась головоломной для историков

04.06.2020 в 18:05, просмотров: 5965

В начале мая наш коллега Иван Петров, путешествуя по Турции, забрел в древний христианский храм. Каково же было его удивление, когда на одной из колонн он обнаружил не фрески с ангелами или профилем кого-нибудь из апостолов, а изображение мастей игральных карт! Неужто византийские священники в перерывах между литургиями баловались картишками? Или у сердечек и ромбиков, которые всем известны как червы и бубны и прочно ассоциируются с шулерами и краплеными картами, на самом деле есть еще и другой смысл? Как с помощью игральных карт научиться математике и где в колоде спряталась Жанна д’Арк? Почему главной эмблемой русских картежников стал раненный в сердце пеликан и как карты помогли освободить блокадный Ленинград? Об этом в историческом расследовании «МК».

Запретная игра для царей и монахов

У историков есть три версии происхождения игральных карт. Первая вполне укладывается в современное утверждение о том, что все вокруг китайское. Правда, карты из Поднебесной по внешнему виду больше похожи на домино, чем на привычные колоды для дурака или покера. Ученые сходятся на том, что в Китае они появились в VIII веке и на первых порах использовались вместо денег. Мастей было всего три: монета, две монеты и много монет. Несложно догадаться, держатель какой карты считался богаче остальных.

Другая версия гласит, что карты пришли в Европу из Египта. По ней в древности египетские мудрецы записали всю мудрость мира на золотых табличках. 56 из них стали в итоге игральными картами, а остальные 22 превратились в карты таро.

Наконец, третья версия подтверждает прочную связь карточных игр с религией. Ее сторонники уверяют, что карты — это изобретение средневековых европейцев XIV века. Первопроходцами и самыми заядлыми картежниками оказались… монахи. Причем играли святые отцы в условиях строжайшей секретности и жутко рисковали, ведь карточные игры считались делом небогоугодным и были строго запрещены. Такой же запрет действовал и в России, куда, по легенде, карты завез некто Черчелли: не то итальянец, не то немец. Мистический иностранец прибыл в Москву с сундучком, завернутым в черную с красными разводами шаль (прямо как цвета карточных мастей!). Новое развлечение стало настолько популярно, что почти сразу было объявлено не только грехом, но и уголовным преступлением. О картах впервые упоминает уложение 1649 года царя Алексея Михайловича. Оно предписывало с картежниками поступать так же, как и с ворами: бить что есть силы, отрубать пальцы и руки. При этом сам царь-батюшка был не просто игроком, а настоящим фанатом карточных игр. В одной из московских хроник тех лет описано убранство царских палат. В них летописец увидел целых семь колод. Тем не менее законотворцы к картежникам были беспощадны. Для впервые пойманных предусматривалась порка, а рецидивистов ждала тюрьма.

Жанна д’Арк и красноармейские звезды

Еще одна головоломка для историков — что означают масти и достоинства карт. И если с двойками, семерками и десятками все понятно, то кто такой, например, джокер?

— Достоверной информации о том, кто был прообразом джокера, нет, — объясняет историк Евгений Саранский. — Известно только, что это довольно молодой персонаж по сравнению с остальными. Он появился в XIX веке. С одной стороны, это легкомысленная фигура в шутовском костюме с бубенчиками. Но на старинных картах этот персонаж изображался со скипетром, на который нанизаны человеческие головы. Потом художники создали более мягкую версию и заменили головы на музыкальные тарелки. Но очевидно, что он фигура, облеченная безграничной властью, способная мимикрировать и подменять собой любую карту. Он даже сильнее короля. По мнению некоторых исследователей, джокер — олицетворение дьявола. Такая же дьявольская личина и у туза. Он также наделен практически неограниченной властью и способен побить любую другую карту.

А вот короли и дамы — персонажи куда более мирные. У них даже есть реальные исторические прототипы. Так, прообраз дамы пик — это греческая богиня Афина и Жанна д’Арк. При создании дамы червей художники вдохновлялись образом Елены Троянской. Ну а короли — это самые известные правители древности: библейский царь Давид (пики), Карл Великий (червы), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы).

Валет, как поясняют историки, — это слуга или вассал. Конкретных исторических прототипов у него нет — не заслужил, дескать. Кстати, отечественные любители азартных игр и вовсе переименовали валета в холопа.

Что касается мастей, то здесь у историков тоже есть любопытная версия, которая очень не нравится представителям церкви. Якобы трефы — это крест, на котором был распят Иисус. Пики — копье судьбы. Червы — губка на трости, которая упоминается в Евангелии: «один из воинов взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить». Ну а бубны — символ четырехгранных гвоздей, которыми руки и ноги Иисуса были прибиты к кресту.

Кстати, у молодой советской власти в эпоху нэпа была попытка избавиться от привычных «церковных» мастей и ввести свои, пролетарские. На новых картах красовались серпы, молоты и даже красноармейские звезды. Однако вскоре карты были признаны символом буржуазного разложения и вновь попали под запрет.

Не меньше тайн и вокруг рубашки — оборотной части карты. Обычная на первый взгляд сетка долгое время служила идеальным подспорьем для шулеров. Дело в том, что в старину художники старались сделать уникальным даже рисунок в виде простых полосок. Живописцы почему-то считали ниже своего достоинства клепать одинаковую сетку для всей колоды. А так как простора для фантазии было мало, они рисовали полоски на разном расстоянии друг от друга. У каждой карты было свое, уникальное сочетание линий. Шулерам приходилось изрядно напрячь извилины, но они умудрялись запоминать замысловатые комбинации. А значит, и разгадать, какие карты держит перед собой противник во время игры, было делом техники. Когда заговор был раскрыт, изготовители карт договорились делать рубашку безликой. Теперь на всех картах рисунок совершенно одинаковый. Правда, это может быть как привычная решетка, так и любые причудливые художества. Но они все равно будут как под копирку.

Тройка, семерка, хипстер

По словам коллекционеров, карты за последние пару веков пережили настоящую революцию. Карточные эксперты шутят, что любая старинная игральная колода сильно смахивает на иконостас. Традиционно для карт художники использовали всего пять цветов: желтый, красный, синий, серый и черный. Такая скудная палитра сохранялась столетиями, так как эти оттенки можно было получить из натуральных красителей. А потом они просто закрепились и стали классикой жанра. Жестким канонам подчинялись и картинки. Король обязан быть именно королем. Даже сдвинуть ему корону на бок считалось непозволительной дерзостью.

Изменить оформление карт художникам удалось только после Великой французской революции. Тогда монарших особ свергли не только с реальных, но и с картонных престолов. Вместо них живописцы стали изображать греческих богов и героев античного мира.

В России же стало модным рисовать карты по национальным мотивам. Как рассказывают историки, самую яркую серию таких карт создал Иван Билибин. Знаменитому иллюстратору русских сказок придумать новые образы заказал князь Дмитрий Голицын. В итоге у Билибина получилось настоящее произведение искусства. Вместо королей — древнерусские князья. Дамы — дородные боярыни. А валеты напоминают настоящую дружину славянских витязей-богатырей: «Одеты сказочными витязями в облачении с византийским оттенком, — отчитывался в письме заказчику художник. — Ни восточных карт, ни царей Иродов нет. Рисую денно и нощно. Но рисовать карты мне очень нравится, особенно когда рисуешь так, как находишь правильным и в карточном отношении, и в смысле стиля».

Теперешние художники тоже могут дать неограниченную волю креативу. Король может запросто превратиться в модного хипстера, который только что вышел из барбер-шопа. А валет — в ковбоя на лошади или грозного индейца. А бывают варианты совсем уж на любителя.

— У меня однажды был крайне необычный заказчик, — рассказывает производитель игральных карт из Санкт-Петербурга Геннадий Макаров. — Он оказался администратором группы в соцсети, в которой сидят фанаты маньяков-убийц. Этот товарищ заказал партию колод с их портретами. Я поначалу перепугался. А вдруг напечатаю, а потом сяду в тюрьму за пропаганду преступной деятельности? Пошел в полицию советоваться. Они сказали, что ничего страшного, все законно.

Кстати, рисовать карты — работа уникальная, подвластная далеко не каждому живописцу. Как поведал Макаров, сам он много лет искал идеального художника, который сможет сделать правильную зеркальную картинку. Конечно, с современными технологиями можно было бы сделать это и на компьютере. Но такой способ подходит только для китайских колод из газетного киоска. Качественная же колода — это всегда дизайнерская работа с эскизами, нарисованными вручную.

— Мне присылали образцы своих работ профессиональные известные художники, мне нравились их эскизы, и я давал им пробный заказ, — вспоминает эксперт. — Но всякий раз оказывалось, что карты эти люди рисовать совершенно не способны. У них верхняя часть никогда не совпадала с нижней. Они не могли просто «отзеркалить» картинку. Вместо этого начинали фантазировать, а в картах так делать нельзя. Чисто случайно я наткнулся в соцсети на молодую художницу, которая нарисовала идеально. Оказалось, что она тату-мастер. В принципе здесь нет ничего удивительного. Когда рисуешь по коже живого человека, надо делать все четко. Права на ошибку нет.

С тузом к доске!

В среде корифеев Российского карточного общества (это организация, которая собирает и хранит все мировые традиции на тему игральных карт) ходит школьный анекдот:

— Вовочка, а ты считать умеешь?

— Умею! 1, 2, 3. 8, 9, 10.

— Валет, дама, король, туз.

Шутки шутками, но с помощью игральных карт действительно учили. Они были чем-то вроде дидактического материала по математике, диалектике, логике, астрономии и даже военному делу. Например, в начале XVI века польский монах, бакалавр теологического факультета в Кракове Томас Мурнер выпустил учебные карты, при помощи которых преподавал логику. Причем учил своих студентов таким необычным способом он так успешно, что бедолагу даже обвинили в колдовстве. Для современных же психологов в такой методике нет ничего необычного. Любой кусочек картона с ярким изображением — это так называемый опорный сигнал. Он хорошо запоминается и с легкостью воспроизводится учеником, а также позволяет запомнить сложные цепочки чисел или событий.

Для России же карты стали не просто хорошим способом отвлечь школьников от скучных записей в тетрадках, но и настоящим символом благотворительности и поддержки детей-сирот. В 1766 году в Российской империи вышел сенатский указ, который обязывал клеймить карты. Требование распространялось как на отечественную продукцию, так и на импортную. Штемпели надлежало ставить на червонном тузе красной краской. Проставление клейма было чем-то вроде госуслуги. И за нее бралась госпошлина. Правда, собранные таким способом деньги не растворялись и не оседали в карманах у вороватых чиновников, а отдавались в пользу воспитательных домов для сирот и беспризорников. За игру картами без клейма полагался штраф. Эти средства также шли в пользу домов милосердия. Изначально на штемпеле изображалась сирена. Но начиная с 1783 года клеймо приобрело вид пеликана, выкармливающего птенцов собственным сердцем. Впоследствии символ стал эмблемой знаменитой на весь мир Императорской карточной фабрики в Санкт-Петербурге, которая впоследствии была переименована в Комбинат цветной печати. Фабриканты передавали на обучение детей по рублю с каждой произведенной и проданной колоды.

«Подкидной» Геббельс и валет курильщика

Есть у игральных карт и совсем непривычное применение. Их можно использовать… для пропаганды. Например, Российское кардиологическое общество взяло этот необычный пиар-ход на вооружение и заказало российским художникам серию карт на тему здорового образа жизни и вредных привычек. В колоде оказались и подвыпивший монарх, и дама-курильщица, и даже валет-наркоман. А зеркальное их изображение показывало, какими бы красавцами они были, если б не пагубное пристрастие к табаку или горячительному.

Но самую мощную карточную авантюру затеяли не медики, а военные. Вскрылась она совершенно случайно, когда в 1943 году наши бойцы обнаружили в брошенных гитлеровцами окопах под стенами Ленинграда необычную колоду. Карты были выполнены фабричным способом, но привычные карточные фигуры на них заменялись карикатурами на фашистских главарей. Вообще, игры в карты в нацистской армии были под строжайшим запретом. Но солдаты, как водится, правила нарушали и перекидывались в картишки втайне от офицеров. Сильнее всего наших военных поразило то, что «истинные арийцы» не стеснялись играть в карты, на которых были изображены карикатуры на Гитлера и верхушку Рейха. Оказалось, что идея вброса антифашистских карт в немецкие войска возникла у советского командования еще в 1941 году. Группе художников было дано задание создать эскизы с максимально смешными карикатурами. Лучшими были признаны работы ленинградского художника Василия Власова.

«Отправился я ранним утром, затемно, плелся по заснеженным улицам пустынного города, часто отдыхал. Работники литографии показали мне большое количество игральных карт. Особенно меня интересовали карты из Германии — хотел схватить их дух, чтобы, скажем, так называемые рубашки, оборотные стороны наших антифашистских карт, ничем не отличались от привычных для немцев. В мастерскую вернулся только к ночи, вконец обессиленный», — вспоминал впоследствии Власов.

Колода под прикрытием

Еще одна тайна за семью печатями — это сам производственный процесс на карточных фабриках. Точнее, крупных фабрик на территории нашей страны уже не осталось. Ленинградский Комбинат цветной печати закрылся в начале «нулевых», почти все его корпуса снесли, а оставшиеся отдали под склады. Коллекционеры и ценители карт стали сетовать на засилье китайского ширпотреба. Качественные же колоды из средства легкого заработка превратились в редкий продукт, за которым коллекционеры гоняются почти так же, как за картинами на мировых аукционах.

— Самая известная компания по производству игральных карт находится в США, штат Цинциннати, — говорит Геннадий Макаров. — Это закрытое предприятие. Чтобы туда попасть, клиентам приходится записываться за три месяца. Но и на ленинградском комбинате секретность была похлеще, чем в Пентагоне. Когда машина приезжала за заказом, ее пропускали в особую зону, откуда ничего не видно, загружали коробки с картами в кузов и сразу велели уезжать восвояси.

Главная причина такой таинственности — множество профессиональных секретов производства. По словам экспертов, правильные игральные карты — это не простой кусок картона с рисунком, а настоящее чудо инженерной мысли.

Например, чтобы колода эффектно превращалась в «ромашку» одним движением руки опытного крупье или заядлого игрока, у карт должно быть особое покрытие. Естественно, формулу мастера держат в строжайшей тайне. Единственное, что нам удалось выведать, — это не лак, а специальное масло. При слове «лак» изготовители вообще морщат нос и делают такое выражение лица, будто их оскорбили до глубины души. А вот их секретное масло — это другое дело. Оно тончайшим слоем покрывает поверхность карты и позволяет ей скользить по столу и легко двигаться при перемешивании колоды, но при этом не выскальзывает из руки игрока. Особенным должен быть и материал, из которого сделаны карты.

— Привычный картон не подойдет, он просвечивается, — объясняет эксперт. — Нужен особенный, многослойный. У него по краям бумажный слой, а в середине прокладывается карбон или графит. Эти материалы абсолютно черные, не пропускают свет. Второй вариант — это пластик. Он не просвечивается, а для игроков это самое важное. Так что если вы на коробке с колодой видите надпись «100% пластик» — это знак премиальности колоды по своему функционалу и потребительским свойствам.

Вторая причина играть в детективов — чересчур пристальное внимание всевозможных ревизоров из проверяющих органов. Хотя официального запрета на изготовление игральных карт нет. Но «благодаря» пресловутым административным перегибам чиновники и ревизоры предпочитают дуть на воду и посещать такие цеха с проверками чаще, чем хотелось бы. Так что сегодня и без того скудный карточный бизнес работает в основном для коллекционеров и корпораций, которые заказывают карты в качестве необычных сувениров для рекламных акций и выставок. Правда, сами они уверены, что скупать дизайнерские колоды ничуть не менее достойная инвестиция, чем покупка акций на бирже.

— Сегодня особый шик — создавать карты по какой-то отдельной теме, — объясняет Геннадий Макаров. — Из чисто игровой истории карты сегодня превращаются в дорогой сувенирный продукт и объект для инвестиций. Например, сегодня вы покупаете необычную колоду за тысячу рублей. А через пять лет продадите ее, возможно, уже за 25 тысяч. Особенно важно, если у вас колода в хорошей упаковке: необычном футляре или подарочной коробке с золотым тиснением, да еще и нераспакованная. Для некоторых коллекционеров это настоящий фетиш.

На прощание Геннадий Макаров вручил мне в подарок целых четыре колоды собственного производства. Одна — с автогонщиками и хипстерами. Вторая — по мотивам русских сказок. Третья и вовсе больше напоминает набор музейных открыток: на каждой карте сцены охоты императора Александра II — акварели художника российского императорского двора Михая Зичи. Что на четвертой колоде — не знаю. Ее я решила оставить запечатанной, следуя совету дарителя. Кто знает, может, это и вправду инвестиция, неподвластная скачкам курса доллара и цены за баррель нефти?

Заголовок в газете: Масть имущие
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27698 от 5 июня 2020 Тэги: Выставки, Буддизм Организации: ОПЕК Места: Санкт-Петербург, Германия, Китай

Тут самые большие бонусы:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место! Самый высокий процент отдачи!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Свежий дизайн и высокая отдача денег!

Добавить комментарий